Главная » 2019 » Июнь » 6 » Вознесение Господне на Елеонской горе

00:02
Вознесение Господне на Елеонской горе

монастырь Вознесения Господня в Иерусалиме

Сегодня, 6 июня н.ст. 2019 г., Церковь празднует Вознесение Господне. По мнению Нектария Пилигрима из Многороссии, наилучшее место для виртуального паломничества в этот праздник — Елеонская гора в Иерусалиме. Ведь на её вершине находится православный русский женский монастырь Вознесения Господня, пребывающий в ведении расположенной здесь же Русской Духовной Миссии РПЦЗ, а в иной части горы — часовня Вознесения, построенная непосредственно на месте вознесения Иисуса Христа.

История русского монастыря на Елеоне

В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии (РДМ) архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы, повествует Азбука паломника.

Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены:

  • под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи — мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»;
  • в так называемом «архимандричьем доме» — мозаичные полы византийского стиля, возможно, ранее VI века;
  • в игуменском доме — мозаика с греческой надписью V века: «Феодосия, славнейшая кувикулария»;
  • многочисленные погребальные пещеры с мозаичными украшениями.

Всё это указывало на то, что на русском участке Елеонской горы в древности существовал обширный и богатый некрополь и ряд храмов, как греческих, так и армянских.

Недалеко от места обретения главы св. Иоанна Предтечи на Елеоне находится камень, на котором, по преданию, стояла Богоматерь во время Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. При раскопках, проведенных о.Антонином возле этого камня, была обнаружена, как он пишет, «куча золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основание двух колонн, все относящиеся к V или VI веку по Р.Х., а также гробница иеродиакона VI века. Вокруг этой древней церкви существовал некогда греческий женский монастырь. Во время нашествия персидского царя Хазроя в 614 году Иерусалим был разрушен и из истории известно, что на Елеоне было найдено 1207 убиенных. Монастырь был также разрушен, а монахини претерпели мученическую смерть.

На месте древнего византийского храма о.Антонин решил выстроить храм в честь Вознесения Господня.

Прежде строительства храма о.Антонин построил странноприимный дом, где могли останавливаться для отдыха русские паломники, обычно восходящие на Елеонскую гору после посещения пещеры Лазаря Четверодневного в Вифании. Затем паломники могли налюбоваться панорамой восточной части Иудейской пустыни, долиной Иордана и Мертвого моря.

В 1871 году началось строительство храма. Храм был освящен лишь в 1885 году. Кроме прочих причин задержки строительства была и Русско-турецкая война, во время которой о.Антонину пришлось выехать в Афины.

Храм в то время назвали Спасо-Вознесенским по требованию Иерусалимской Патриархии. В настоящее время к нему вернулось его первоначальное наименование.

Вместе с церковью строилась 64-метровая, 4-ярусная башня-колокольня. Строилась она итальянскими архитекторами.

По окончании строительства колокольни в 1885 году в моанстырь был доставлен из России большой колокол весом 308 пудов (4 928 кг), диаметром 2 м 13 см, пожертвованный близким другом о.Антонина, соликамским купцом Рязанцовым.

В течении 7 дней колокол, несмотря на многие затруднения, был благополучно доставлен (на руках!) из порта в Яффо. Величественная колокольня русского Елеонского храма Вознесения, так называемая «Русская Свеча» (см. заглавное фото — Н.П.), господствует ныне над всеми окрестностями Иерусалима. С высоты ее видно и Мертвое море, и Заиорданье, а с биноклем в ясную погоду — и синеву Средиземного моря.

Наконец, несмотря на все затруднения, 7/20 июня 1886 года состоялось торжественное освящение храма и колокольни. Патриарх Никодим произнес похвальное слово в честь строителя храма о.Антонина и его ближайшего помощника иеромонаха Парфения.

Во время сильного землетрясения 1927 года наиболее пострадала гора Елеон. Были повреждены храм, игуменский дом, жилые корпуса сестер. Колокольня во время землетрясения качалась как маятник.

Отец Антонин намеревался создать здесь мужской монастырь, но архимандрит Леонид (Сенцов), новый начальник Миссии, отказался от этой мысли поскольку за много истекших лет нашелся только один прижившийся на Елеоне монах Памво, служивший сторожем. Поэтому о.Леонид принял решение основать здесь женскую обитель.

В 1906 году Елеонская женская община была утверждена Святейшим Синодом. Игумен Парфений был назначен духовником, а монахиня Евпраксия (Мария Миловидова), прибывшая в Иерусалим в 1880 году — настоятельницей. Уже к 1907 году в общине насчитывалось до 100 сестер, а к 1914 году — 150 сестер.

В 1924 г. Елеонская община была переименована в монастырь, и монахиня настоятельница возведена в сан игумении с вручением ей жезла.

С началом Первой мировой войны России с Германией и Турцией РДМ постигли тяжелые испытания. Всё духовенство Миссии и все старшие монахини были вывезены в Египет. Русские постройки, сады и подворья в Палестине были заняты турецкими войсками. Монастырская жизнь на Елеоне прекратилась. Храм Вознесения был опечатан.

В январе 1919 г. монахини из Александрии возвратились на Елеон, а в июне церковь была освобождена от наложенных в 1914-м печатей.

В 1951 г. настоятельницей монастыря была назначена игумения Тамара, дочь Великого Князя Константина Константиновича Романова (поэта «К.Р.»). Она управляла монастырем до 1975 года. При ней в присутствии представителя короля Иордании Хусейна было отпраздновано 100-летие РДМ. Она с сестрами пережила ожесточенную перестрелку во время шестидневной войны 1967 года.

Современное состояние

Основной проблемой Елеонской обители было привлечение достаточного количества сестер. Хотя отдельные эмигранты, а также сестры из Бессарабии влились в общину, их числа не хватало для сохранения русского облика монастыря. В 1930 году было около 300 сестер, затем их количество постепенно сокращалось, и в середине 1990-х годов в монастыре подвизалось около 50 монахинь и послушниц, а сам монастырь на тот момент был самым крупным в РПЦЗ. В настоящее время, по данным Азбуки паломника, в монастыре 46 насельниц, среди них русские, арабки, румынки, эстонки, немки и австралийки.

29 августа 2006 года Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр (Шкурла) возглавил торжества, посвященные 100-летию Спасо-Вознесенской женской обители на святой горе Елеонской. К концу Божественной литургии прибыл Патриарх Иерусалимский Феофил III с членами Священного Синода Иерусалимского Патриархата и Свято-Гробского братства.

Храмы

храм Вознесения Господня в Иерусалиме

Храм Вознесения Господня

Храм Вознесения Господня начал строиться в 1871-м, был освящен в 1885 году. Храм построен по типу древних византийских храмов, крестообразный по плану и увенчанный куполом образца Царьградской св. Софии — на 8-стороннем барабане с 24 окнами. Иконостас привезен из Москвы. На клиросах находятся остатки двух колонн от древнего храма. Пол устлан мраморными плитами, посередине которых видны раздробленные древние куски того «белого мрамора одной из древнейших церквей Иерусалима», найденной о.Антонином.

Часовня в честь святого Иоанна Предтечи была построена в 1920-х годах на средства благодетельницы Ирины Силаевой. Она похоронена возле южной стены часовни. По преданию, на этом месте была обретена честная глава Иоанна Крестителя.

Трапезный храм Филарета Милостивого — длинное здание с плоской крышей в северо-восточном углу монастыря. В 1907 году было заложено как соборный храм во имя Страшного Суда Господня, недостроенный из-за Первой мировой войны. Был освящен в 1937 году.

Святыни

• Икона «Елеонская Скоропослушница» (Черниговская-Гефсиманская) была привезена из России, хранится в южной части Вознесенского собора.
• Икона«Взыскание погибших» также привезена из России и хранится в Вознесенском соборе.
• частицы мощей разных святых.

Имвомон

Храм Вознесения на Елеонской горе, или Имвомон впервые был построен между 330 и 378 годами римлянкой Пименией на месте вознесения Иисуса Христа на Елеонской горе в Иерусалиме. В 614 году разрушен персами, после чего вновь отстроен Иерусалимским патриархом Модестом (632—634).

Паломница Эгерия (IV век) упоминает Имвомон в своём дневнике при описании празднования Богоявления: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами… И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо».

Аркульф, видевший Имвомон примерно в 670 году, писал, что это «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые; внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей». Схожее описание Имвомона находится у Беды Достопочтенного и Петра Диакона.

Первым русским паломником, оставившим описание паломничества в Палестину, был игумен Даниил. Посетив храм Вознесения в 1106 году, он указал расстояние от Гефсимании до вершины Елеонской горы в 3 полета стрелы, а до Елеоны — в 1 полет. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саженей (примерно 200 метров).

В настоящее время сохранились базы колонн Имвомона, по которым археологи дают два варианта реконструкции типа этого здания — октагон (восьмиугольник) или ротонда.

Часовня Вознесения

часовня Вознесения в Иерусалиме

Находящаяся на этом месте современная часовня Вознесения сооружена в эпоху крестоносцев. Это небольшое здание, перекрытое полусферическим куполом, восьмиугольное снаружи и скругляемое до ротонды внутри. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с византийскими резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, которую занимал Имвомон; базы его колонн сохранились близ внутренней стороны ограды часовни.

Отмечается, что позднейшая мусульманская постройка — Купол Вознесения на Храмовой горе, возведенный из материалов разобранных христианских сооружений на месте вознесения пророка Мухаммеда на небеса верхом на бураке, — архитектурно заимствует формы христианской часовни Вознесения.

Стопа Спасителя

Стопа Спасителя

Напротив западного входа, в полу часовни находится камень, обрамленный прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в естественную скалу. Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы. Леонид (Кавелин) напоминает, что «Даниил видел здесь еще две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне».

Стопа Спасителя, или «стопочка» — как называли этот камень русские паломники — вызывала у них трепет. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима», — убеждает архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали из этого вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее».

Пользуясь этим интересом, в XIX веке арабы торговали в Иерусалиме кусочками полотна в размер стопы. Дмитриевский пишет, что «в 1890 г. одессит Е.И. Фесенко сделал и растиражировал хромолитографию „стопочки“, как любовно называли ее русские богомольцы, заменив полотно бумагой», и потом этими изображениями благословляли русских паломников монахини Елеонского Вознесенского русского монастыря, расположенного неподалёку от места Вознесения.

Категория: Скитания | Просмотров: 137 | Добавил: Nekrot | Теги: праздники, Израиль, Иерусалим, паломничество
Всего комментариев: 0
avatar