Главная » 2018 » Ноябрь » 6 » Крейсер «Аврора», корабль и музейный филиал

08:50
Крейсер «Аврора», корабль и музейный филиал

Аврора крейсер

Годовщина Октябрьской революции — повод подняться на борт одного из её символов. Конечно же, речь о знаменитом крейсере «Аврора».

История

Бронепалубный крейсер «Аврора» был спущен на воду в мае 1900 года и введён в эксплуатацию три года спустя. Назвали его в честь одноименного парусного фрегата, прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского во время Крымской войны, в 1854 году.

Крейсер «Аврора» был вооружён 42 пушками четырех различных калибров, тремя торпедными аппаратами. Полное водоизмещение — 7130 тонн, а толщина брони — от 63,5 мм на палубе до 152 мм на рубке. Идти мог со скоростью 19,2 узла, а максимальная дальность его составляла 4000 морских миль. Экипаж крейсера насчитывал 570 человек, в том числе 20 офицеров. Длина крейсера составляет 126,8 метров, ширина — 16,8 метров, а глубина осадки — 6,4 метра.

Создание крейсеров типа «Диана», к которому и принадлежит «Аврора» было обусловлено осложнившейся в конце позапрошлого века международной обстановкой — сперва конфликтом с Британской империй, а затем увеличивающейся «германской угрозой» в Балтийском регионе. Корабли начали строиться на Балтийском заводе на основе проекта крейсера водоизмещением в 6000 тонн, прототипом которого послужил новейший на то время английский крейсер «Тэлбот», сообщает aurora.org.ru.

В 1902-03 годах «Аврора» прошла испытания, после чего летом 1903-го была принята в состав Российского императорского флота. 10 июля у крейсера состоялся контрольный выход. В том же году «Аврора» была принята в отряд кораблей, которые отправлялись на службу в Порт-Артур. Затем он с некоторыми из этих кораблей стал частью Второй Тихоокеанской эскадры. В 1904 году, после того, как крейсер принял участие в учениях в Кронштадте, его посетил Николай II, поблагодарил экипаж и произнёс напутственные слова. В мае 1905 года «Аврора» приняла активное участие в Цусимском сражении, в ходе которого была значительно разрушена. Свыше 80 человек её экипажа погибли или получили ранения. В марте следующего года крейсер вернулся в Россию, перейдя в вооружённый резерв. В Петербурге, на Франко-русском заводе, его ремонтировали.

До Первой мировой войны «Аврора» совершила несколько плаваний, в том числе и заграничных. 17 июля 1914 года морские силы Балтийского моря были приведены в полную боевую готовность. «Аврора» прибыла в Ревель, затем, в конце года, провела крейсерство в акватории Ботнического залива. В 1915 году на корабле было изменено вооружение. В сентябре 1916 года на крейсере начался капитальный ремонт.

С началом Февральской революции на борту корабля были размещены арестованные агитаторы. Когда пошли слухи, что крейсер собираются использовать как плавучую тюрьму, во избежание недовольства среди экипажа, арестованных убрали с «Авроры». Затем на корабле прошло восстание матросов, которые оставили службу на крейсере и свергли офицеров.

После этого на «Авроре» был избран судовой комитет, который был призван обеспечивать соблюдение демократических прав матросов. Часть комитета вскоре составили большевики. Они почти каждый день организовывали собрания и митинги, из-за чего ремонт корабля производился очень медленно.

Ко времени начала Октябрьской революции ремонт почти завершился и «Аврора» должна была приступить к морским испытаниям, но большевики сделали так, что она осталась в городе. Они понимали важность крейсера в готовящемся событии. Наконец, вечером 25 октября ст.ст. (7 ноября) крейсер дал свой знаменитый залп по Зимнему дворцу, деморализовавший его защитников и давший сигнал к началу штурма императорской резиденции. Вскоре работы по ремонту «Авроры» был возобновлены. В конце ноября крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров, затем перешёл в Кронштадт.

В начале 20-х годов «Аврора» стала первым боеспособным кораблём в составе советского Балтийского флота, в качестве учебного корабля. До 1930 года она совершила несколько плаваний по Балтийскому и Белому морю, а также заграничных, с заходом в скандинавские порты. В 1927 году крейсер был награждён орденом Красного Знамени. В 1935 году из-за износа «Аврора» была переклассифицирована в несамоходную учебную базу.

Когда началась война, крейсер был включён в систему ПВО Кронштадта. По мере приближения врага к Ленинграду с «Авроры» снималось вооружение, а члены её экипажа уходили на фронт. Поначалу с зенитных установок корабля вёлся обстрел самолётов, но потом немцы сами обстреляли «Аврору», после чего пребывание экипажа на борту стало нецелесообразным. Впоследствии крейсер подвергался неоднократным обстрелам вплоть до снятия блокады с Ленинграда.

В ноябре 1948 года он был переведён к окончательному месту стоянки на Большой Невке. Через девять лет созданный на крейсере музей увеличили и сделали филиалом Центрального военно-морского музея. В 1960 году «Аврора» вошла в число охраняемых государством памятников. В 1968-м она была награждена орденом Октябрьской Революции, на котором сама же и была изображена.

Крейсер стоит на «вечном приколе» у Петровской набережной на значительном удалении от станции метро (пешком около 20 минут), информирует СПбГид.рф. Ближайшие станции метро — «Горьковская» и «Площадь Ленина». Поэтому посещение крейсера «Аврора» лучше совместить с посещением Петропавловской крепости и музея «Домик Петра I». Чтобы сразу направиться к «Авроре», при выходе из станции «Горьковская» нужно повернуть направо и дойти до набережной Невы. Далее по Петровской набережной до крейсера «Аврора». По пути туристам встретятся Корабль-ресторан «Благодать» и скульптуры Ши-Цза.

Контакты

Адрес филиала Центрального военно-морского музея на крейсере «Аврора»: Санкт-Петербург, Петроградская набережная

Телефон: 8 (812) 607-49-22 (заказ экскурсий, кроме понедельника, вторника)

E-mail: navalmuseum_dm@mil.ru

Режим работы: с 11:00 до 18:00 — среда–воскресенье

Касса закрывается в 17:15

Выходные дни: понедельник, вторник

В дни ноябрьских праздников Центральный военно-морской музей и его филиалы работают без выходных, как в обычные дни: с 11 до 18 часов (филиал на крейсере Аврора — до 19 ч).

Как добраться

Ближайшие станции метро: «Горьковская» и «Площадь Ленина».

От «Горьковской» — на трамваях №6, 40; от «Площади Ленина» — на трамвае №6.

Из центра города от станции метро «Невский проспект» на автобусе №49, остановка на углу Невского проспекта и улицы Садовая.

Категория: Скитания | Просмотров: 395 | Добавил: Nekrot | Теги: музеи, Северо-Западный ФО, праздники, Санкт-Петербург
Всего комментариев: 0
avatar