Главная » 2018 » Август » 28 » Калужская Свято-Тихонова пустынь

13:00
Калужская Свято-Тихонова пустынь

Свято-Успенский собор Тихонова пустынь

Успение Пресвятой Богородицы, которое Церковь празднует сегодня, 28 (15 ст. ст.) августа — один из престольных праздников Калужской Свято-Тихоновой пустыни.

Справка для паломников

Адрес Калужской Свято-Тихоновой пустыни: 249842, Калужская область, Дзержинский район, с. Льва Толстого, ул. Советская, 19.

Телефон Калужской Свято-Тихоновой пустыни: (48434) 4-43-11.

Как проехать к Калужской Свято-Тихоновой пустыни: если ехать из Москвы на автомобиле, то добраться до Тихоновой пустыни можно довольно быстро. Выезжать следует по Киевскому шоссе (М-3) и ехать до поворота на Медынь (Р-93). Калуга при этом останется левее. Населенный пункт, который вам нужен, — село Лев-Толстое.

На общественном транспорте: с Киевского вокзала до Калуги, потом от калужского автовокзала на автобусе в направлении «Товарково», «Кондрово», «Дворцы» или «Медынь». Остановка, которая нужна вам, — «Лев-Толстое». Можно попробовать добраться из Москвы прямым автобусным рейсом (автобусы ходят от станции метро «Теплый Стан», но редко, и нужно заранее осведомляться о расписании).

Богослужение в Свято-Тихоновой пустыни совершается согласно уставу ежедневно.

В будние дни:
начало утреннего богослужения (утренние молитвы, полунощница, часы 3, 6, Литургия (изобр. молебен) — 5:30,
начало вечернего богослужения (9 час, вечерня, утреня, 1 час) — 17:00;
по субботам:
утреннее богослужение в скиту «Живоносный источник», полунощница (субботняя), часы 3, 6, Литургия, водосвятный молебен), начало Литургии в 8.00;
в воскресные и в праздничные дни — Двунадесятые праздники, накануне вечером:
всенощное бдение начало в 17:00,
утром начало богослужения (часы 3, 6, Литургия, молебен) — 9.00.

В монастыре имеется дежурный иерей, исполняющий необходимые требы, беседы с прихожанами, исповедь.

История Тихоновой пустыни

Тихоновой пустыни минуло пятьсот лет еще в прошлом веке. Когда преподобный Тихон, основатель монастыря, пришел сюда, он застал здесь один лишь могучий, шумливый лес. Давно уж нет былых дубрав, но и по сей день — благодаря подвигу преподобного — дуб является своего рода символом его обители.

История Тихоновой пустыни восходит ко второй половине XV века, когда в медынские леса пришел постриженник московского Чудова монастыря Тихон. Несколько лет он подвизался в лесу один, поселившись в дупле старого дуба, затем вокруг него, как это обычно и происходило, собрались ученики, и в конце концов, не без препятствий со стороны владетеля здешних мест князя Ярослава Владимировича, образовалась монашеская община. Подобно всем юным монастырям, она была бедной материально, имея лишь деревянную Успенскую церковь и несколько келий, но богатой духовно, поскольку иноки ее совершенствовались в монашеском делании под руководством дивного наставника — преподобного Тихона.

Когда основатель обители отошел ко Господу, ее игуменом был избран преподобный Никифор, ближайший ученик прп. Тихона. Сведений о нем сохранилось очень мало, и к тому же все они разрознены. Известно, что настоятельствовал он в Тихоновой пустыни недолго, и уже в 1498 году основал другой монастырь — Спасский, находившийся на реке Угре близ города Воротынска и упраздненный в 1725 году. В XIX — начале XX века во многих церквах Калужской епархии можно было увидеть иконы, на которых преподобные Тихон и Никифор изображались рядом.

Знаменательное для Тихоновой пустыни событие произошло в 1551 году: преподобного Тихона причислили к лику святых на Московском Соборе. Мощи его были обретены и открыто почивали в Успенском храме.

Собственно, этим и исчерпываются исторические данные о раннем этапе истории монастыря. В 1610 году его разрушили польско-литовские отряды, уничтожив и все монастырские документы, которые могли бы помочь нам реконструировать первый век существования обители. После ухода грабителей в относительной целости сохранился лишь храм во имя Трех Святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Мощи прп. Тихона иноки сокрыли под спудом, опасаясь их поругания от латинян.

Запустение удалось преодолеть лишь спустя несколько десятилетий упорным трудом братии. К 1630 году монастырь обзавелся новыми хозяйственными постройками и кельями, затем было начато строительство двух новых — но все еще деревянных — храмов, в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца. Вторая церковь должна была сохранить память о приделе свт. Николая, существовавшем в старом Успенском храме и разрушенном интервентами. К середине XVII столетия храмы были достроены и освящены. Успенский собор имел, согласно сохранившимся сведениям, шатровое завершение и был холодным. Отапливаемая Никольская церковь завершалась одной главкой и примыкала к трапезной.

В 1670-е годы в монастыре, наконец, началось строительство каменного храма. Его решено было возвести над мощами преподобного Тихона Калужского. А так как над ними стоял Трехсвятительский храм, то его разобрали и перенесли за пределы монастырской ограды. Он стал, таким образом, приходской церковью для поселян. Каменный храм, построенный на его месте, освятили в честь Преображения Господня.

В 1684 году Тихонова пустынь утратила самостоятельность. Ее приписали к московскому Донскому монастырю, и управлялась она строителями, присылаемыми оттуда. Обычай приписывать небольшие монастыри к более известным и крупным в XVII веке укоренился повсеместно, об этом свидетельствует и И.К. Смолич в своем труде «Русское монашество 988-1917»: «Во 2-й половине XVI и особенно в XVII в. широко распространена была приписка малых и бедных обителей к большим и богатым монастырям — так называемые приписные монастыри; делалось это малыми обителями для улучшения своего хозяйственного положения и для того, чтобы стать под покровительство влиятельного монастыря, который стремился распространить свои привилегии и на приписанные к нему монастыри. Келарь главного монастыря был лицом, которому принадлежала административная и судебная власть в приписных монастырях, более того, к нему от настоятелей приписных монастырей переходило и право духовного суда».

Три четверти столетия находилась Тихонова пустынь «в юрисдикции» Донского монастыря. Период этот следует считать скорее благополучным: в начале XVIII века в обители появилась еще одна каменная церковь — над Святыми вратами, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы, а в 1756 году в Преображенском соборном храме освятили придел во имя свт. Николая (старая деревянная церковь к тому времени была разобрана за ветхостью). И, надо полагать, первое чувство, испытанное иноками Тихоновой пустыни после ее «освобождения» в 1765 году (она стала заштатным монастырем), было чувство некоторой беззащитности.

Казенного содержания обитель, находясь за штатом, не получала, а сильного покровителя в лице Донского монастыря потеряла. Но зато приобрела большую свободу в управлении собственными делами и распорядилась ею наилучшим образом: в 1789 году настоятель отец Иринарх ввел в Тихоновой пустыни общежительный устав.

Образование Калужской епархии в 1799 году существенно упорядочило жизнь монастырей, вошедших в нее.

Первый епископ Калужский Феофилакт (Русанов; 1765—1821 гг.) прилагал много сил к тому, чтобы подведомственные ему обители процветали, — и много успел в этом. В частности, именно он утвердил в 1805 году службу с акафистом преподобному Тихону Калужскому, составленную благотворителем Тихоновой пустыни С.В. Еропкиным. Дальнейшая история монастыря неразрывно связана с Оптиной Пустынью — самой знаменитой обителью на Калужской земле. Настоятелями Тихоновой пустыни в XIX столетии назначались именно оптинцы. Так, с 1837 по 1857 год пустынью управлял игумен Геронтий (Васильев), воспитанник старца Льва (Наголкина). Сам преподобный Лев нередко наезжал в Тихонову пустынь, говоря, что здесь он отдыхает душой. В 1857 году настоятельство в монастыре принял архимандрит Моисей (Красильников), из уставщиков Оптиной Пустыни. Ученик старца Макария, он ввел в Тихоновой пустыни оптинский устав и старчество с ежедневным исповеданием помыслов.

Вслед за духовным укреплением обители явился и материальный расцвет. В 1879-86 годах был совершенно перестроен Преображенский собор, в 1887 году на источнике прп. Тихона возвели храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», в 1894 году выросла четырехъярусная колокольня. Благоустройство монастыря продолжилось и после кончины архимандрита Моисея (в 1895 году): в 1914 году состоялось освящение нового Успенского храма, едва ли не самого обширного и благолепно украшенного во всей округе. В этот же период был выстроен больничный корпус с церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

К 1917 году Тихонова пустынь превратилась в один из крупнейших и самых прославленных монастырей России. Среди калужских обителей по числу паломников и известности она уступала лишь Оптиной Пустыни. Число братии к этому моменту возросло до 226 человек (тогда как в первой половине XIX века здесь подвизались 16 иноков). Но вскоре это цветущее монашеское древо было срублено под корень. Топор начали вострить сразу же после революции. 23 января 1918 года вышел декрет об отделении Церкви от государства, а в апреле Калужский уездный съезд Совета рабочих депутатов постановил «закрыть мужской Тихоновский монастырь».

Всю непреложность этого постановления иноки почувствовали на себе в ночь с 22 на 23 апреля, когда в стенах обители был произведен первый обыск с конфискацией имущества. Далее репрессии только нарастали: в мае 1918 года конфисковали все хозяйственные постройки Тихоновой пустыни, в начале июня изъяли продукты и деньги, 8 октября отобрали Никольский храм, 9 октября — опечатали Сретенский скит, осквернили храм-усыпальницу в честь Воскресения Христова и разграбили монастырский свечной завод... Большевики действовали столь нахраписто, что заставили недоумевать даже исполнительный орган Тихоновского волостного совета.

В одном из протоколов имеется следующая запись: «У населения сложилось твердое убеждение, что советская власть стоит не на высоте своего призвания и ее поступки и действия ниже всякой критики, что, в свою очередь, подрывает авторитет рабоче-крестьянского правительства вообще и крайне вредит делу революции».

12 октября 1918 года — горестная дата полного и окончательного закрытия Тихоновой пустыни. Все ценности из нее были вывезены, братия изгнана, а некоторые монахи — убиты. «Первое советское культурное хозяйство имени Ленина», образованное на территории монастыря, начало свое существование с грабежа и кровопролития — и это, конечно, не могло стать залогом его процветания. Мало того, что практически никаких новых построек (за исключением разве статуй Ильича и физкультурников) здесь за годы советской власти не появилось, но были уничтожены или доведены до аварийного состояния и уже имевшиеся здания. Так, упомянутых «физкультурников» воздвигли на месте полностью разрушенного Преображенского собора, в колокольне вследствие попытки взорвать ее образовались трещины со всех четырех сторон, Успенский храм подошел к 1990-м годам в ужасающем состоянии. В довершение всего, был буквально стерт с лица земли источник преподобного Тихона: его забетонировали и огородили колючей проволокой.

Возрождение монашеской жизни на поруганных руинах потребовало от первых насельников Тихоновой пустыни поистине подвижнического труда. Ныне плоды этого труда очевидны. Более того — они поражают воображение гостей обители.

Свято-Успенский собор

Успенский соборный храм и колокольня формируют выразительный западный «фасад» Тихоновой пустыни. На этих величественных памятниках архитектуры, достойно представляющих свое время, когда византийский стиль главенствовал в архитектуре, надолго задерживается взгляд.

Успенский храм возводился в конце XIX — первые годы XX веков. Строительные работы начались в 1890-е годы, еще при архимандрите Моисее (Красильникове), и завершились к 1914 году. То было время наивысшего расцвета монастыря, и новый храм призван был отразить этот расцвет. Паломников в Тихонову пустынь прибывало все больше, количество братии также неуклонно росло, и нужен был не только благолепный, но и поместительный храм. Таковым и стал Успенский собор, способный вместить в себя более тысячи человек.

Церковь, посвященная Успению Божией Матери, существовала в обители еще в древнейшие времена. Будучи деревянной, она не пережила польско-литовского разорения 1610 года, и к середине XVII века был построен новый Успенский храм — с шатровым завершением в стиле той эпохи. Начало XVIII столетия ознаменовалось строительством каменной Успенской церкви над воротами монастыря — то есть примерно там, где находится нынешний Успенский собор. Этот храм простоял чуть больше ста лет. В 1830 году на его месте уже освятили — также в честь Успения Пресвятой Богородицы — другую церковь.

И вот, наконец, в 1914 году состоялось освящение нынешнего Успенского собора. Когда бы знать, что этот плод долголетних трудов будет красоваться в своем первозданном виде совсем недолго, что пройдет еще лишь малое время и в нем почти на целый век прекратится богослужение.

События развивались стремительно: в течение нескольких месяцев 1918 года Тихонова пустынь была разорена и «подготовлена» к закрытию. Успенский храм оставался действующим долее других, но и его большевики отобрали, а монастырь «наградили» громким названием «Первое советское культурное хозяйство имени Ленина». Впоследствии, в середине 1920-х годов, Успенский собор (вместе с некоторыми другими зданиями обители) передали в распоряжение волостного исполкома и сельскохозяйственного техникума для инвалидов.

К концу советской эпохи Успенский храм находился в совершенно запущенном состоянии и использовался как склад сельскохозяйственного инвентаря. Как выглядел собор, можно представить себе по фотографии, помещенной в разделе «История», — бюст Ленина снят именно на фоне разрушенного купола Успенского храма.

В 1993 году Успенский собор Тихоновой пустыни был передан Калужской епархии. Первая Божественная литургия в храме, еще не отреставрированном вполне, была совершена 29 (16 ст. ст.) июня 1995 года, в день памяти прп. Тихона, архиепископом Калужским и Боровским Климентом. Восстановительные работы (только основные, не считая внутренней отделки!) в соборе продолжались еще пять лет — что и не странно, учитывая, как велики были разрушения, нанесенные памятнику архитектуры безбожной эпохой.

Подробная информация о всех храмах и прочих зданиях Тихоновой пустыни, святынях монастыря — на сайте vidania.ru

Категория: Скитания | Просмотров: 536 | Добавил: Nekrot | Теги: центральный ФО, калужская область, праздники, паломничество
Всего комментариев: 0
avatar