Главная » 2019 » Июль » 22 » Гелагеца — красочный этнопраздник Мексики

00:02
Гелагеца — красочный этнопраздник Мексики

Мексика Гелагеца

Гелагеца (Guelaguetza) — массовый фольклорный праздник, проводящийся ежегодно в городе Оахака, столице одноименного мексиканского штата, с 1932 года.

Гелагеца является частью народного культа Девы Марии дель Кармен (Девы Марии Кармельской), и по этой причине праздник организуется в дни, выпадающие на два понедельника, являющиеся самыми ближайшими к католическому празднику, посвященному этому явлению Богоматери (то есть к 16 июля). По этой причине у Гелагецы есть и другое название — Лос лунес дель серро (дословно, «понедельники на холме»), так как центральной площадкой праздника является гора Серро дель Фортин, возвышающаяся над центром Оахаки, рассказывает ayquemexico.blogspot.com.

Помимо названия праздника, «гелагеца» еще обозначает взаимную помощь, которую оказывают одни люди другим в сапотекских общинах. Само слово «гелагеца» происходит от сапотекского глагола «гендализаа», что означает «сотрудничать». Но при этом подразумевается сотрудничество в самом широком смысле слова, это качество, с которым рождается сапотекский человек, это его способ выражать свою любовь к ближнему, чувство братства, совместного пользования окружающей природой и распоряжения самой жизнью. Так, например, во время подготовки праздников либо во время поминальных церемоний одни жители общины могут делиться с другими продуктами — кукурузой, чили, фасолью, и при этом, хотя те, кто принимают дары и не обязаны из отдавать, они рано или поздно также угостят других членов общины или внесут свой вклад в строительство чужого дома и т.д.

Праздник «Понедельников на холме» является самым главным праздником жителей Оахаки, и он берет свое начало в давних доиспанских традициях региона, связанными с церемониями благодарения богов за хороший урожай.

Гелагеца, как уже было сказано, проводится в течение двух понедельников, выпадающих после 16 июля, за исключением случаев, когда первый понедельник приходится на 18 число (18 июля – день смерти Бенито Хуареса, самого известного президента Мексики, уроженца Оахаки, так что это день траура). В случае, если это происходит, праздник отодвигается на неделю и отмечается 25 июля и 1 августа. В рамках концепции взаимопомощи и внесения собственного вклада в общее дело праздник Гелагецы может восприниматься как подношение или дар столице штата – Оахаке от групп, представляющих восемь традиционных регионов штата: Центральных Долин, Сьерры Норте де Хуарес, Каньяды, Тукстепека, Миштеки, Побережья и перешейка Тегуантепек. Каждая делегация готовит программу, в которой представляет свое региональное культурное наследие — это народные танцы, исполняемые под традиционную музыку и песни, праздничные костюмы, типичные для поселков и городков, откуда съезжаются делегаты. По окончании выступлений группа каждого региона раздает собравшимся свою «гелагецу» — предметы и сувениры, характерные для этого региона.

Мексика Гелагеца парад делегаций

Гелагеца начинается с парада делегаций. Впереди всегда несут «мармоту» — гигантский шар с подсветкой, сделанный из каркаса, обтянутого тканью, и украшенных разноцветными лоскутами «гигантов» — человеческие фигуры, сделанные из тростникового каркаса, на который надевается огромного размера одежда, далее следуют «чины из Оахаки» (девушки в традиционных костюмах колониальной эпохи), женщины, несущие корзинки с цветами, музыкальный ансамбль. Далее идут делегации каждого региона, под звуки своих мелодий.

За день до открытия праздника, то есть в воскресенье, или даже за несколько дней (начиная с предыдущего четверга) на центральной площади города происходит выбор девушки, которая станет представлять богиню Сентеотль на начинающихся празднествах. В соревновании за звание Богини участвуют представительницы каждого региона. В этом конкурсе целью не является избрание самой красивой девушки или обладательницы самого роскошного костюма. Здесь необходимо продемонстрировать отличное знание традиций своего региона и суметь наиболее полно представить свой народ.

Также перед началом основной программы, вечером в воскресенье, организуется представление под названием Бани Стуи Гулал (Bani Stul Gulal), «Повторение древности»), воссоздание истории праздника Лос лунес дель серро в разные его периоды.

В первый понедельник праздника, в пять утра, ансамбль традиционных духовых инструментов и барабанщики ники» из делегации Центральных Долин, то есть местные, играют поздравительную мелодию, посвященную самой горе, на которой разворачивается праздничная программа. Тем временем на горе собираются зрители, которые тут же могут заправиться очень сытным оахакским завтраком, до того, как войдут в концертный зал — Аудиторио, специально возведенный прямо на горе Серро дель Фортин, где ансамбли народных духовых инструментов развлекают своими наигрышами публику, ожидающую начала. В 10 часов торжественно открывается Гелагеца.
В тот же день, вечером, в том же концертном зале показывают инсценированную легенду о Принцессе Донахи (Donají), реальной исторической личности, дочери сапотекского правителя Косийоэсы (Cosijoeza) и ацтекской принцессы Койоликатцин (Coyolicatzin).

Мексика праздник Гелагеца

Между первым и вторым понедельником праздника (второй понедельник называется «октава, т.к. это восьмой день празднования) проводятся кулинарные мероприятия, выставки народных ремесел и представления, повествующие об обычаях и традициях различных мест штата, а также экспозиции, концерты и другие важные мероприятия, посвященные культуре Оахаки во всех ее проявлениях.

Во второй Понедельник на Холме повторяется представление «Бани Стуль Гулаль», Гелагеца и Легенда о принцессе Донахи.

Сентеотль переводится с языка науатль как «бог кукурузы». В мифологии мешика иногда он представлялся дуальным божеством, то есть мог изображаться в виде мужчины или в виде женщины, или в виде только мужчины. Божество женского пола со временем стало именоваться Чикомекоатль (в переводе с науатль означает «7 змея», календарное имя божества), которая, согласно космологии мешика, появилась на свет от союза Пильтцинтекутли (Piltzintecuhtli), бога бурь и Сочикетцаль (Xochiquétzal), богини красоты, цветов, юности и плодородия, покровительницы молодых девушек, беременностей и родов, а также женских ремесел, которая сразу после своего рождения скрылась под землей, олицетворяя собой ее дары, в числе которых была обожествленная кукуруза. Эту богиню под именами Сентеотль и Чикомекоатль чествовали, как богиню сельского хозяйства, божества и урожаев, у разных народов Месоамерики, в том числе у сапотеков.

Когда в регион пришли испанцы, а монахи августинцы и францисканцы принялись за христианизацию населения, эти праздники были запрещены. Францисканцы организовали строительство католического храма, посвящённого Деве Марии Кармельской (сегодня это храм Дель Кармен Альто) и заставили индейцев поклоняться ей.

В конкурсе принимают участие представительницы каждого поселка и народности, которые проживают в штате Оахака. Задача конкурса наградить не самую красивую или самую талантливую участницу, а ту, которая в обоих турах проявит наибольшую осведомленность в следующих темах: гастрономия, сведения о своей народности, ремесла, традиционные праздники, обычаи и легенды.

Участницы должны быть одеты в традиционные костюмы своего региона или в костюмы, дающие наиболее полное представление о регионе, и происходить из народности, которую каждая представляет, а также всю свою жизнь проживать в том месте, уроженкой которого она является.

В 1969 году организаторы праздника решили придать ему большую пышность и помимо зрелищного конкурса на звание Сентеотль, богини кукурузы, ввели еще одно представление, целью которого было показать давнюю предысторию праздника, уходящую корнями в доиспанскую эпоху, которую назвали Бани Стуль Гулаль, что в переводе с сапотекского означает «повторение старинного». Правительство штата и Фольклорная Ассоциация Оахаки сумели собрать в единое целое идеи об истории праздника. Первоначальное предложение было не только принято с одобрением, но и послужило сценарием, на основе которого, с использованием музыки, танца, поэзии, зрители Гелагецы получили возможность познакомиться с историей праздника, которая в тот период мало кому была известна.

Постановка, организованная правительством штата, была осуществлена фольклорной группой Университета «Бенито Хуарес» в сопровождении музыки, исполненной оркестром штата Оахаки, и спектакль был показан дважды в течение двух воскресений, предшествующих основному празднику Гелагецы, имев поразительный успех.

праздник Гелагеца в Мексике

История праздника, представленная в таком виде, была разделена на четыре периода, в соответствии с четырьмя эпохами:

  1. Доиспанская эпоха, в которой рассказывается о периоде, когда Оахака была завоёвана ацтеками и находилась под их господством, о великом Празднике Владык, во время которого выбиралась девушка и приносилась в жертву богине Сентеотль. Заслуживает упоминания тот факт, что эти празднества совпадали по времени с современными, что дает представление о древних корнях праздника. Также в инсценировке жертвоприношения не изображают сапотеков или миштеков, давая понять зрителю, что такие церемонии совершали ацтеки.
  2. Колониальная эпоха — начинается с ацтекских ритуальных танцев, которые они совершали вплоть до Конкисты. Затем идет процессия, посвященная Деве Марии Кармельской и что-то вроде карнавала, шествия, в котором несут украшенные гигантские шары — «мармоты», идут девушки в традиционных костюмах «чины» с корзинами цветов, танцоры, «ходульщики» из города Саачилы и процессия с гигантским змеем, сопровождаемые музыкой оркестра штата.
  3. Эпоха независимой Мексики — здесь можно увидеть Катрин, чарро, девушек в костюмах «чины», так как они были и остаются популярными.
  4. Современная эпоха — представлена шествием в традиционных костюмах всех регионов Оахаки, под декламацию стихотворения, посвященного штату. Зрелище это завершается, как и все мексиканские праздники, запуском фейерверков.

В начале 2000-х начались споры между фольклорными группами и их отдельными представителями об авторских правах на это представление в связи с чем оно было снято с программы Гелагецы, и больше не вернулось к зрителю в городе Оахаке, но продолжает праздноваться в различных других муниципалитетах, таких как Саачила.

Категория: Скитания | Просмотров: 124 | Добавил: Nekrot | Теги: Саачила, Оахака, Мексика, праздники
Всего комментариев: 0
avatar